Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт

04 июня 2025 года
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
SEO-продвижение опирается на долгосрочные стратегии и результаты. И оценивать его эффективность необходимо в комплексе: через анализ технических метрик, поведенческих факторов и бизнес-показателей. Нельзя ориентироваться только на один трафик, конверсию, или позицию в выдаче.

В этой статье мы разбираем набор KPI, которые нужно отслеживать всем тем, кто занимается продвижением через поисковики.

Как оценить эффективность SEO

Согласно статистике, только 36% маркетологов утверждают, что могут точно измерить рентабельность инвестиций, а 47% испытывают трудности с многоканальной атрибуцией. Связано это с тем, что на бизнес-результаты действительно влияет сразу несколько условий. Компания может запускать контекстную рекламу и оптимизировать сайт, работать с репутацией (ORM), размещать ссылки на свои материалы на сторонних сайтах (PR) и осуществлять ряд других маркетинговых мероприятий, которые в совокупности улучшат показатели сайта.

Как же тогда отследить именно эффективность SEO? Конечная цель маркетинга для бизнеса — лиды. Чтобы увеличить их количество, необходимо ориентироваться на достижение следующих целей, связанных между собой:

  1. Улучшение позиций в топе выдачи.
  2. Увеличение органического трафика.
  3. Рост конверсий (заявки, покупки, подписки).
Дополнительной метрикой может стать повышение узнаваемости бренда — это показатель, на который стоит ориентироваться после достижения целей, перечисленных выше.

Основные бизнес-показатели

Экономический эффект от SEO отражается в ROI, CPL, CAC —  эти метрики необходимо определять внутри самой компании. По сути это показатели бизнес-эффективности, необходимые для оценки SEO как инструмента в сравнении с другими используемыми каналами привлечения лидов.

  • ROI (Return on Investment) — рентабельность инвестиций в SEO. Рассчитывается так: (доход от SEO — затраты на SEO) / затраты на SEO * 100%. Если получается положительный показатель, значит SEO приносит прибыль. Чем выше процент, тем выше эффективность вложений.

  • CPL (Cost Per Lead) — стоимость привлечения лида (оставившего заявку или выполнившего иное целевое действие). Рассчитывается так: все расходы на SEO за период / количество лидов из органики. Чем ниже этот показатель, тем эффективнее себя показывает SEO.

  • CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения клиента. Показатель учитывает только тех пользователей, которые совершили покупку. Рассчитывается так: сумма всех затрат на SEO за определенный период / количество новых клиентов.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
От целей бизнеса зависят и KPI, на которые стоит ориентироваться при продвижении.
Если стоимость привлечения нового клиента выше среднего чека — стоит пересмотреть стратегию SEO-продвижения или конверсию ресурса.

Важно: чтобы оценить первые результаты SEO-продвижения, потребуется не меньше полугода. Подробнее о сроках мы писали в другой нашей статье. Поэтому, реализуя стратегию с SEO-специалистом, нужно от месяца к месяцу отслеживать, как меняются показатели в зависимости от предпринятых усилий, но не делать преждевременные выводы об эффективности SEO.

Как еще оценить эффективность SEO сайта

Провести быстрый аудит можно по следующим показателям и метрикам:

Конкурентные показатели

  • Позиции сайта в выдаче. Чем выше позиция в топе, тем больше шансов привлечь пользователей.

  • Присутствие сайта в AI Overview Google и подсказках Алисы в поиске Яндекс (новый формат интеллектуальных подсказок, который с помощью искусственного интеллекта предоставляет краткие, точные ответы прямо в поисковой выдаче), Featured Snippets (нулевые описания) и других специальных элементах в выдаче (в Яндекс их еще называют колдунщиками). Попадание в эти блоки дает возможность получать больше кликов из органической поисковой выдачи без улучшения ранжирования сайта.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Обзор от ИИ
в Google.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Так выглядит блок «выделенные описания».
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Блок с подсказками «вопросы по теме».
  • Видимость сайта. Отражает, насколько часто и на каких позициях страницы ресурса появляются в выдаче по ключевым запросам.

Трафиковые данные

Органический трафик. Это количество посетителей, которые попадают на сайт из поисковиков. Здесь важную роль играет динамика роста трафика на страницы ресурса — они должны быть коммерческими (лидогенерирующими).

Такой трафик можно анализировать через Яндекс Метрику, ориентируясь на следующие данные:

  • Количество уникальных пользователей и сессий.
  • Посадочные страницы.
  • Долю органического трафика, новых пользователей.
  • Долю и динамику брендового / небрендового трафика.

Поведенческие факторы

Эти показатели отражают взаимодействие пользователей с сайтом и позволяют оценить их вовлеченность, выявить возможные проблемы с качеством контента. Здесь можно ориентироваться на следующие факторы:

  • Кликабельность (CTR). Показывает, как часто юзеры кликают на ссылку в поисковой выдаче. Низкий CTR может быть сигналом к тому, что контент не соответствует ключевым запросам (к примеру, используются нерелевантные заголовки), на сайте отсутствуют структурированные данные (например, FAQ).

  • Время на сайте. Отражает, как долго пользователь остается на страницах.

  • Показатель отказов (Bounce Rate). В Яндекс Метрике это процент от общего числа посетителей ресурса, которые провели на сайте менее 15 секунд и не совершили никаких действий.

  • Глубина просмотра. Измеряет среднее количество страниц, на которые перешел посетитель за один визит на сайт.

Чтобы улучшить эти показатели используйте в контенте мультимедиа (фото, видео, инфографику), структурируйте контент (заголовки H2, H3, нумерованные списки), оптимизируйте перелинковку (ссылайтесь на другие страницы своего сайта), а также тестируйте разные варианты УТП.

Какие инструменты использовать для анализа результатов SEO

  • Яндекс Метрика и Google Analytics — позволяют отслеживать трафик и поведение пользователей на сайте.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Скриншот из кабинета Яндекс Метрики.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Скриншот из кабинета Google Analytics.
  • Яндекс Вебмастер и Google Search Console — помогают отслеживать видимость сайта в поиске, анализировать ключевые запросы и исправлять технические ошибки.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Скриншот из кабинета Яндекс Вебмастер.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Скриншот из кабинета Google Search Console.
  • Serpstat и Ahrefs — позволяют анализировать позиции, ключевые слова и ссылочную массу, а также отслеживать SEO-стратегии конкурентов.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Скриншот из кабинета Ahrefs.
Как понять, что SEO продвижение работает: проверьте свой сайт
Скриншот из кабинета Serpstat.
Конечно, можно самостоятельно разобраться с тонкостями SEO и оценкой его результатов, но на это уйдет много времени и прочих ресурсов. Лучше всего обратиться к профессионалам. А как найти толкового SEO-специалиста — мы писали в недавней статье.
Кстати, мы часто делимся полезными материалами для SEO в нашем Telegram-канале. Недавно мы опубликовали подборку с сервисами по подбору ключевых слов — подписывайтесь, чтобы забрать полезный материал!

Заключение

Регулярный мониторинг и анализ ключевых метрик поможет выявить проблемные зоны и скорректировать стратегию SEO-продвижения. Важно помнить, что SEO — это всегда работа на долгосрочный результат, и для получения максимального эффекта необходимо использовать комплексный подход при анализе: изучать тенденции в привлечении органического трафика, учитывать поведенческие факторы, трафиковые данные, бизнес-показатели.

А если вы понимаете, что для продвижения вашего сайта или оценки существующих работ по SEO нужна команда экспертов с многолетним опытом в вашей нише, обратитесь к специалистам Zum Punkt — напишите нам на start@zumpunkt.ru или заполните форму ниже.