Идеальный руководитель в digital

12 августа 2024 года
Какие качества руководителя востребованы сегодня в digital-бизнесе? В этой статье Мария Денисова, Head of HR Zum Punkt, делится своими наблюдениями, основанными на личном опыте и статистике.

Виды руководителей

В советском кино образ руководителя представлен авторитарным, обособленным от команды. Авторитет такой руководитель чаще завоевывает личным примером. А в сложные моменты он готов заменить своего подчинённого и показать всем мастер-класс.

Эта модель управления до сих пор актуальна в строительной сфере, логистике или на производстве, т.к. основная масса сотрудников — это люди «старой закалки», которым привычен подобный поход.

Мария Денисова
Head of HR Zum Punkt
Мария Денисова
Head of HR Zum Punkt
В советском кино образ руководителя представлен авторитарным, обособленным от команды. Авторитет такой руководитель чаще завоевывает личным примером. А в сложные моменты он готов заменить своего подчинённого и показать всем мастер-класс.

Эта модель управления до сих пор актуальна в строительной сфере, логистике или на производстве, т.к. основная масса сотрудников — это люди «старой закалки», которым привычен подобный поход.
Согласно теории поколений, примерно каждые 20 лет рождается новое поколение людей, имеющих отличительные ценности, привычки и схожий исторический опыт. Сегодня основная часть специалистов в digital — это миллениалы (1983−2000 г. рождения) и зумеры (родились после 2000 г.). И, конечно, этим людям нужен совершенно другой лидер.

Каким должен быть руководитель

Одного профессионализма руководителя сегодня недостаточно, чтобы привлечь и удержать специалистов в digital, особенно в ситуации кадрового голода, где специалисты грейдов middle и senior — на вес золота. На первый план выходит все, что относится к soft skills — так называемым «гибким навыкам» лидера. Ниже мы описываем портрет идеального руководителя, который сочетает в себе главные из них.

Гибкость и адаптивность

Лидер должен выступать агентом изменений в компании, внедрять их и иногда принимать непопулярные решения, которые в первую очередь приносят пользу бизнесу. Все это навыки, которые можно сформировать, например, на работе в быстро меняющихся нишах, таких как маркетинг, IT, edTech и другие. Поэтому лидеры из таких сфер более востребованы на рынке.

Инициативность

Лидер не боится предлагать и тестировать решения. К тому же готов нести ответственность за последствия этих решений, и, если требуется, признать ошибки. Управленец декомпозирует стратегические цели компании на задачи для команды и внедряет план в работу. Так команда, которая уважает своего лидера, принимает верный курс.

Эмоциональный интеллект

Эта компетенция находится на стыке личных качеств руководителя и профессиональных качеств руководителя. Современный лидер обладает развитым эмоциональным интеллектом. Это означает, что он управляет своими эмоциями, то есть не подавляет их, но и не дает им повлиять на рабочие процессы в худшую сторону. Лидер с эмпатией лучше понимает и эмоции своих подчиненных: может вовремя заметить кризис в команде и поднять мотивацию для достижения высоких результатов.
Если вам интересны подобные материалы, подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Качественная обратная связь

Регулярная и качественная обратная связь повышает вовлеченность команды. Существует несколько моделей, которые помогут оставить мотивирующий фидбек: подсветят плюсы и скорректируют ошибки. Вот некоторые из них — «гамбургер» (похвала, критика, похвала), BOFF (behavior, outcome, feelings, future), SOR (standart, observation, result). Руководитель должен владеть несколькими инструментами, чтобы в зависимости от ситуации и особенностей сотрудника, применять наиболее подходящий. Здесь на помощь приходит эмоциональный интеллект (см. пункт выше).

Управление командой

Умение координировать людей и добиваться поставленных целей в синергии — это определенно одно из ключевых качеств идеального руководителя. Управление командой включает в себя распределение ролей и ответственности, создание алгоритмов действий, обеспечение команды необходимыми ресурсами и правильная постановка задач. Существует также несколько инструментов, которые помогают управлять командой:

  • CRM: система, которая включает в себя бизнес-процессы, информацию о клиентах, задачах и сроках. CRM также помогает автоматизировать процессы в компании.
  • Miro: программа для построения mind map.
  • Trello: программа для постановки задач, дедлайнов и назначения ответственных.
  • Notion: интерфейс программы позволяет добавлять и систематизировать информацию о проекте, в том числе графическую.
  • Kaiten: пространство для управления проектами, приоритизации задач и визуализации данных.

Но сами по себе эти инструменты не будут повышать эффективность команды без системного подхода.

Системное мышление

Системность в управлении — это умение находить взаимосвязи и формировать целостное видение процессов. Такая способность помогает руководителям прогнозировать будущие риски и замечать возможности для организации в целом и для отдельных членов команды в частности. Подходящими инструментами в помощь руководителю здесь являются:

  • SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон).
  • Матрица Эйзенхауэра (приоритизация задач).
  • Метод бизнес-канвы (описание бизнес-моделей).

Важно не только знать, как это работает в теории, но регулярно применять на практике в компании.

Способность видеть потенциал и вдохновлять

Пожалуй, это одно из самых важных лидерских качеств, которое развито лучше, когда резонирует с внутренними ценностями человека. Именно желание вдохновлять делает из руководителя ментора, раскрывает потенциал команды. Руководитель, наблюдая сильные и слабые стороны разных сотрудников, поручает именно те задачи, которые развивают каждого из них. В результате начинающие специалисты становятся мастерами дела, растут по карьерной лестнице быстрее. А вместе с этим идут вверх показатели бизнеса.

Рекомендации для успешного управления командой, которые мы проверили на практике в Zum Punkt

Проверено Zum Punkt: хороший руководитель — это человек, который готов меняться. Поэтому мы рекомендуем регулярно делать эти несколько действий.

Проводить анонимные опросы уровня удовлетворенности

Так мы выяснили, что у миллениалов и зумеров в ответах на вопрос: «Чего вам не хватает?», — «обратная связь» и «признание от руководителя и компании» стоят на втором месте по популярности после «насыщенной корпоративной жизни».

Обучать руководителей «софтам»

Предоставление обратной связи, правила этической коммуникации, грамотная постановка задач, тайм-менеджмент — все это навыки, которым можно обучить с помощью курсов/силами HR-отдела. В процессе обучения важно транслировать руководителям, как эти навыки помогут в работе и улучшат результаты компании.

Не терять энтузиазм

Невозможно применять один стиль управления пять лет и резко перейти на другой. Учиться новому и внедрять новые практики можно постепенно, запрашивая регулярную обратную связь у своей команды и руководства.

Руководители отделов и групхеды нашего агентства поискового маркетинга регулярно «прокачивают» свои навыки, чтобы команды Zum Punkt максимально эффективно продвигали ваш бизнес. Обратитесь к нам за индивидуальной стратегией, просто написав на start@zumpunkt.ru или заполнив форму заявки на сайте.